Система нар. образования РБ включает в себя учреждения дошкольного воспитания, общеобразоват. школы разл. типов, проф.-техн., среднеспец. и высшие уч. заведения, разл. формы проф. обучения и повышения квалификации работников просвещения. В респ. на 1995/96 уч. г. действуют 2405 дошк. учреждений, где воспитываются 182,2 тыс.детей; 3334 дневные общеобразоват. школы, в к-рых обучается 682,3 тыс. уч-ся. Обучение ведется на башкирском, русском, татарском, чувашском языках, марийском и удмуртском. Подготовку специалистов со ср. спец. образованием ведут 76 уч. заведений: 27 техникумов, 26 училищ, 23 колледжа, где обучаются 63,5 тыс. уч-ся. В 11 гос. вузах обучаются 51,6 тыс. студентов. Наряду с гос. вузами функционируют негосударственные: Восточный ин-т экономики, гуманитарных наук, управления и права, Уфим. филиал совр. гуманитарного ин-та с контингентом обучающихся 6536 и 487 чел. На 10 тыс. чел. в респ. приходится 127 студентов высших, 156 уч-ся среднеспец. уч. заведений. 33,3% работающего нас. имеет высш. и среднеспец. образование.

Система нар. воспитания и обучения у башкир складывалась веками и отразилась в уст. нар. тв-ве, традициях и обычаях.

Возникновение школьного образования в Башкортостане связано с началом проникновения в страну башкир ислама в 10 в. н.э., что сопровождалось распространением религ. школ при мечетях. Р.Фахретдинов считал, что история исламских школ на Южн. Урале начинается с 16 в. Развивались образовательно-воспитат. учреждения вост.-мусульм. типа. Обучением араб. письменности и воспитанием на основе Корана и шариата занимались приезжие миссионеры из Бухары, Багдада и др. исламских центров. Постепенно среди образованных башкир выдвинулись абызы и продолжили воспитат. традиции мусульман. Усилиями духовенства мусульманского при местных мечетях были открыты первые мектебе и медресе (к кон. 18 в. в Оренб. губ. их насчитывалось более 100). Наиб. кр. и передовые медресе и медресе в д. Стерлибаш и медресе в с. Каргалы и др.) возглавили учебно-воспит. дело башкир и др. тюркских народов края (татар, мишарей, казахов). В 1865 в баш. и тат. деревнях Южн. Урала было св. 600 мектебов и медресе, в них обучались более 20 тыс. уч-ся, действовало и домашнее обучение детей. Мусульм. школы превратились в культурно-образоват. центры, и них создавались б-ки, переписывались книги, готовилась нац. интеллигенция.

С 20-х гг. 18 в. в Башкортостане начали открываться русскояз. уч. заведения (цифирная, словесная школы в Уфе, школа "татарских учеников" и инж. школа - в Оренбурге), уездные уч-ща. Мин-во нар. просвещения в 1828 учредило в Уфе мужскую классич. гимназию, а в 1860 - женское уч-ще 1-го разряда.

Здание Уфимской Мариинской гимназии.

Были открыты горнозаводские школы при Верхоторском и Катав-Ивановском з-дах, гарнизонные школы. В 1825 в Оренбурге открыто Неплюевское военное училище (в 1844 преобразовано в кадетский корпус). Православное духовное управление (Синод) открыло в 1800 в Уфе духовную семинарию, а в 1818 - духовное уч-ще. К 1861 в крае насчитывалось 253 русскоязычных уч. заведения, в к-рых обучалось 9486 детей. Дети нерус. народов практически оставались за порогом офиц. уч. заведений. Умеющих читать и писать по-русски среди башкир было лишь 2-3%. Меры по развитию образования на рус. яз. среди башкир предпринимает командование Башкиро-мещерякского войска. Оно добилось выделения для башкир 20 вакансий в Казанских гимназии и ун-те, 30 - в Оренб. Неплюевском кадетском корпусе, 10 - в С.-Петербургском повивальном ин-те. В 30-40-е гг. ок. 300 баш. юношей были отправлены в С.-Петербург, Москву, Казань, Оренбург, Ижевск для обучения разл. ремеслам. Привлечение башкир в русские учебные заведения сыграло большую роль в подготовке кадров национальной интеллигенции, знающих русский язык.

К сер. 19 в. в крае стала складываться система нар. образования. Новый этап в развитии нар. образования в Башкирии, как и в России, наступил после отмены крепостного права. Реформа нар. образования 1864 (см. Реформы 60-80-х годов 19 в.) ограничила влияние церкви, упорядочила шк. управление. Было про-декларировано право на образование всех граждан без различия сословия, вероисповедания и пола. С 1870 в крае стали открываться русско-баш., русско-тат., русско-чув. и др. школы. При нек-рых медресе возникли рус. классы. Для улучшения организации "инородческого" образования в Казанском уч. округе учредили особую должность инспектора баш., тат. и киргиз. (казахских) школ. Занявший этот пост В.В.Радлов приложил много сил для привлечения местного нас. к рус. культуре. При его участии в 1872 в Уфе открылась тат.-баш. учит. школа, составлялись и издавались учебники и уч. пособия на яз. тюрки. В 1875 был создан самостоят. Оренб. уч. округ (инспектор В.В.Катаринский). Сеть русско-нац. школ постепенно расширялась. В 1900 в Уфим. и Оренб. губ. насчитывалось 93 русскоязычные школы для башкир и татар, 90 для крещеных татар и чувашей, 65 для марийцев. В нач. 20 в. число "инородческих" школ в крае возросло в 3 раза и к 1915 достигло 826 (в т. ч. 439 для башкир и татар). Для подготовки пед. кадров открылись учит. семинарии и ин-ты в Благовещенске (1876), Бирске (1882), Орске (1889), Уфе (1909), Оренбурге (1909), Челябинске (1910), Белебее (1914). По данным шк. переписи 1911 в Уфим. и Оренб. губ. 30% учителей нач. школы имели общее ср. или спец. образование. Увеличилось число прогимназий, гимназий, реальных уч-щ, открылись первые ср. школы в сел. местности. В 1913 в 35 полных и неполных ср. уч. заведениях Уфим. и Оренб. губ. обучалось 11978 чел. (в 2,8 раза больше, чем в кон. 19 в.). Было положено нач. с.-х., мед., торгово-коммерч. образованию. К 1914 в Уфим. и Оренб. губ, действовало 36 спец. уч. заведений с числом уч-ся 3921.

Серьезные сдвиги произошли и в мусульм. секторе образования, заметно возросло кол-во мектебов и медресе. В кон. 19 в. в них стали вводить звуковой способ обучения грамоте, классно-урочную систему преподавания, новые светские дисциплины (см. Джадидизм). Обучалось 53% баш. и тат. детей нач. школьного возраста. В кон. 19 в. в Уфим. губ. 18,5% башкир и 19,1% татар умели читать и писать на родном яз., в Оренб. губ - соотв. 18,0% и 27,7% (см. табл. 19, составленную по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи, 1897 г.).

Табл. 19.
Грамотность населения Южного Урала в 1897 г. (в %)
Национальность
Умели читать и писать
В том числе по-русски
 
м.п.
ж.п.
всего
м.п.
ж.п.
всего
Уфимская губерния
Башкиры 21,5 15,5 18,5 1,1 0,2 0,6
Татары 21,3 16,7 19,1 4,5 0,8 2,7
Русские 24,8 8,1 16,2 24,7 8,1 16,2
Марийцы 6,5 0,3 3,3 6,2 0,3 3,2
Чуваши 10,7 0,7 5,7 10,6 0,7 5,6
Мордва 14,2 2,7 8,3 14,0 2,6 8,1
Удмурты 3,6 0,2 1,9 3,4 0,2 1,8
Итого 21,9 11,7 16,7 11,0 3,5 7,2
Оренбургская губерния
Башкиры 22,7 12,8 18,0 2,8 0,7 1,8
Татары 32,8 21,1 27,7 11,6 1,9 7,0
Русские 31,4 10,4 20,6 31,4 10,4 20,6
Мордва 17,0 3,3 10,1 16,9 3,3 10,1
Чуваши 19,7 2,2 11,1 19,3 2,2 10,9
Итого 29,6 11,4 20,4 24,5 8,2 16,3
Всего 25,1 11,6 18,3 16,7 5,5 11,0
Примечание: По переписи 1897 грамотным считался человек, умеющий читать в возрасте от 9 лет и старше. Общая грамотность населения России по данной переписи составляла 27%.
Прогресс в шк. образовании, достигнутый к 1917, был относительным. Ср. и высшее образование для нар. масс оставалось недоступным. Высокая плата за обучение в гимназиях закрывала двери для широких слоев населения. Образование не стало всеобщим, обязат. и бесплатным. По уровню грамотности нас. Уфим. губ. занимало одно из последних мест среди губ. Европ. ч. России. После 1917 система образования, сложившаяся в 19 в., была изменена. Упразднились уч. округа, дирекции и инспекции нар. уч-щ. Уч. заведения были национализированы и переданы в веде ние Наркомпроса. Школа отделена от церкви, отменены преподавание мертвых языков (старославянск., латинск.), отметки и экзамены. Опубликованное в окт. 1918 "Положение о единой трудовой школе" определило систему нар. образования республики. Началось преобразование всех типов низших и ср. проф.-техн. уч. заведений в ед. трудовую школу с разделением ее на 2 ступени. На базе нач. уч-щ, 1-3 кл. гимназий создавались 1-я ступень с 5-летним курсом (дети от 8-13 лет), на базе 4-7 кл. гимназий, высших нач. уч-щ - 2-я ступень с 4-летним курсом (13-17 лет) независимо от пола и национальности.

Становление нар. образования включало решение 2 проблем: ликвидацию неграмотности среди взрослого нас. и обеспечение обязат. нач. обучения детей. Всебаш. чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности 7 февр. 1921 приняла постановление "О принудительном привлечении всего грамотного населения к обучению неграмотных". Значит. работу проводило Баш. отделение Всерос. об-ва "Долой неграмотность!" (создано в февр. 1924), к организации обучения привлекались парт. орг-ции, профсоюзы, кооперации, пром. пр-тия и хоз. орг-ции. Открылись ликбезпункты на баш., тат., чувашском языках, в к-рых в течение 1922/23-1927/28 уч. гг. были обучены грамоте 173 тыс. человек. По переписи 1926, умели читать и писать 45,5% нас. (по СССР - 56,6%), в т.ч. среди башкир - 34,8%, татар - 45,3%, русских - 53,3%, среди женщин - 24%. Ликвидировать неграмотность удалось к сер. 60-х гг.

Задача обеспечения обязат. нач. обучения решалась также сложно. В 1920 в Малой Башкирии функционировало 1858 школ 1-й ступени (123 тыс. уч-ся) и 28 школ 2-й ступени (1,6 тыс. уч-ся). Число баш. и тат. школ составляло 64,9%, pуc. - 29,2%, чувашских - 2,5%, нем.- 2,5%, мордовских - 0,9% от общего кол-ва школ.
Кроме школ 1-й и 2-й ступени появились т.наз. договорные, опорные и школы крест. молодежи (ШКМ). В домах мулл стали открываться мектебе (1923-26). Уделялось внимание созданию нац. школ. Обучение башкир на основе арабского письма началось со 2-й пол. 20 гг. В республике была поставлена задача - обучать детей на родном языке. В сер. 30-х гг. обучение велось на 12 языках. К сентябрю 1927 на баш. яз. были изданы 12 учебников, в т.ч. Букварь (Элифба), "История башкир", "Грамматика и синтаксис башкирского языка", "Математика" (в 6 ч.), "География Башкирии", "География Европы и др. стран" и другие.

В кон. 20-х гг. баш. и тат. письменность с араб. переводится на латин. графику - "яналиф". В кон. 30-х гг. от идеи внедрения латин. графики отказались. По Указу Президиума ВС БАССР от 23 нояб. 1939 башкирская письменность переведена с латиницы на кириллицу, В 1940-42 в школах вводилось обучение по новому алфавиту. Была проведена работа по переводу и изданию учебников, программ, книг для чтения, составлению орфографич. правил, подготовке пед. кадров и т.д. Из-за перемены алфавита в респ. чрезвычайно осложнился процесс ликвидации неграмотности. Башкиры и татары оказались искусственно оторваннымн от своих многовековых этнических, нравственных, литературных, философских и религиозных корней, от культурного наследия.

В 30-е гг. значит. внимание уделялось подготовке кадров работников просвещения. Число педтехникумов к сер. 30-х гг. увеличилось до 15, в т.ч. 5 баш., 5 рус., 3 тат., 1 чувашский, 1 марийский. В 1938 они реорганизованы в пед. уч-ща. Практический ин-т нар. образования, созданный в 1920, реорганизован в 1929 в Баш. гос. пед. ин-т им.К.А.Тимирязева. В 1933 организован Башкирский институт повышения квалификации работников народного образования. К кон. 30-х гг. удалось ввести всеобщее нач. обучение.

В 1940/ 41 уч.г. насчитывалось 4867 нач., неполных ср. и ср. школ (627 тыс. уч-ся). Началось введение обязат. 7-летнего обучения в городах. Подготовку специалистов ср. звена вели 58 техникумов и уч-щ, в к-рых обучались 16 тыс. уч-ся, подготовку кадров высшей квалификации - 7 вузов с 3,3 тыс. студентов.

В 1941-45 респ. переживала трудности воен. времени. К нач. 1943/ 44 уч.г. в школах респ. не хватало более 1 тыс. учителей. Мн. здания школ были заняты под госпитали, воен. уч. пункты. Для детей-сирот и временно потерявших родителей были открыты детские дома. За годы войны их количество увеличилось с 28 до 131, а детей в них - с 4 тыс. до 16,3 тыс.

Послевоен. восстановление системы нар. образования продолжалось до кон. 40-х гг. С 1949/50 уч. г. введено всеобщее обязат. 7-летнее образование. В уч. планы нач. классов с 1954 включается ручной труд, в 5-7 кл. - работа на шк. учебно-опытных участках, в уч. мастерских, в 8-10 кл. - практикумы по с.х-ву, машиноведению и электротехнике. Открываются первые школы-интернаты (с 1956), группы продленного дня. Числ. уч-ся в общеобразоват. школах к 1960 возросла до 601,5 тыс. Обучение велось на баш., рус., тат., чувашском, марийском и удмуртском языках.

В 60-80-е гг. в респ. окончательно сложилась единая система непрерывного образования. Нач. звеном гос. системы образования является дошкольное воспитание. Первые дошк. учреждения появились в 1919. В 1922 в горнозаводской местности БАССР работали 6 домов ребенка, в к-рых воспитывалось 189 детей. В нач. 30-х гг. дет. садами охвачено 0,4% детей. Обеспеченность дошк. учреждениями в 1990 составила 61 % ,в 1995 - 54,5%, Воспитат. работу в 1995 вели на баш. языке 481 дет. сад, на рус. - 1494, тат. - 490, чувашском - 36, марийском - 38, удмуртском - 17. В дет. садах введено предшкольное изучение родного языка. В 1995 работали 21,7 тыс. пед. работников, в т.ч. 17,8% с высшим, 22% с незаконченным высшим, 65,8% со ср. пед. образованием. Подготовку специалистов вели 3 вуза и 8 пед. уч-щ. В 1995 был выпущен 371 специалист с высшим образованием по профилю "Дошкольная педагогика и психология" и 900 человек со средним специальным образованием по специальности "Дошкольное образование" (табл. 20).

Табл. 20.
Дошкольные учреждения (на конец года)
  1940 1960 1970 1980 1990 1994 1995
Число постоян. дошкол. учрежден. всего 396 835 1285 1633 2522 2450 2405
в том числе:
в город. местности 196 526 808 903 1044 971 927
в сельск. местности 200 309 477 730 1478 1479 1478
Численность детей в них, тыс. 16,8 55,4 132,0 193,3 256,7 194,5 182,2
в том числе:
в город. местности 11,3 45,8 109,6 153,9 181,4 132,2 123,4
в сельск. местности 5,5 9,6 22,4 39,4 75,3 62,3 58,8
Осн. звено системы непрерывного образования - общее среднее образование. К нач. 1960/61 уч.г. в респ. из 33,9 тыс. учителей 22% имели высшее образование, 23% - незаконченное высшее. Осн. подготовка пед. кадров велась в 1995-96 уч. г. Башкирским государственным университетом (БГУ), 3 пед. ин-тами, 15 пед., 3 муз. уч-щами и Стерлитамакским техникумом физ. культуры. Числ. студентов в педвузах увеличилась с 6,8 тыс. в 1960/61 уч.г. до 20 тыс. в 1990/ 91 уч.г., учащихся педуч-щ - соотв. с 3,2 тыс. до 8,7 тыс. В 1995/96 уч.г. в дневных общеобразоват. школах Мнн-ва нар. образования работало 56,4 тыс. учителей, из них 69,9% с высшим образованием. В 1995 пед. уч. заведения подготовили 6,7 тыс. специалистов. Динамика роста кол-ва школ и уч-ся дана в табл.21.

Табл. 21.
Дневные общеобразовательные школы
(на начало учебного года)
1920/ 21 1927/ 28 1940/ 41 1950/ 51 1960/ 61 1970/ 71 1980/ 81 1990/ 91 1994/ 95 1995/ 96
Число школ, 1886 2671 4867 5232 4939 4305 3225 3206 3317 3334
в том числе:
начальных (I ст.) 1858 2576 3695 3687 3225 2377 1309 1194 1220 1219
неполн. ср. - 70 889 1274 1289 1180 849 694 658 641
средних (II ст.) 28 25 259 254 403 722 1036 1284 1405 1440
Для детей с дефектами умст. и физ. развития - - 24 17 22 26 31 34 34 34
Численность уч-ся, тыс. 124,9 179,5 627,0 618,3 570,5 881,5 616,5 579,2 638,0 682,3
В респ. в 1994 действовали 16 дет. домов, 33 интерната для детей с недостатками физ. и умственного развития (св. 4900 уч-ся), спец. школы и спец. ПТУ для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (ок. 250 уч-ся). В 29 веч. школах учатся ок. 9 тыс. чел. Работают св. 52 дворцов и домов дет. т-ва, ок. 59 ст. юных техников и натуралистов, 15 турбаз, 97 ДЮСШ, ок. 119 музыкальных и художественных школ, издаются дет. журналы "Акбузат", "Аманат", "Йэншишмэ" (на баш. яз.).

Профессионально-техническое образование - составная часть единой системы образования. Созданные в 1940 уч-ща гос. трудовых резервов в 60-е гг. преобразовывались в гор. и сел. ПТУ. Их число возросло с 45 в 1960/61 до 121 в 1980/81 уч.г., число уч-ся соотв. с 16,6 тыс. до 70 тысяч. В 70-х гг. растет сеть ср. ПТУ, в к-рых молодежь наряду с профессией получает общеобразоват. подготовку в объеме ср.школы. С начала 90-х гг. число ПТУ стало сокращаться. Среднему специальному образованию пр-во респ. постоянно уделяло внимание. Если в 1960/ 61 уч.г. работали 45 техникумов и уч-щ (25,0 тыс. уч-ся), то в 1990/91 уч.г. - 72 (63,7 тыс. уч-ся., в т.ч. 44 тыс. на дневных отд.). В 1995-96 уч.г. на 10 тыс. населения респ. приходилось 156 уч-ся ср. спец. уч. заведений (по РФ - 127 уч-ся).

Высшее образование- наиб. важное звено в системе непрерывного образования. В 1960/61 уч.г. в респ. работало 7 вузов, 7 филиалов и учебно-консультативных пунктов Всесоюз. заочных ин-тов. Числ. студентов на всех отд. составила 16,7 тыс., год. прием на 1-й курс - 4,1 тыс. чел., выпуск - 2,4 тысяч. Открылись новые вузы: в 1967 - Башкирский государственный педагогический ни ститут (БГПИ), в 1968 - Уфим. гос. институт искусств, в 1971 - Уфимский ф-т Моск. технол. ин-та (УфМТИ). В действующих вузах создавались новые отделения, факультеты и кафедры (см. табл. 22 и 23).

Табл. 22.
Высшее образование*
  1960/61 1970/71 1980/81 1990/91 1994/95 1995/96
Число вузов 7 9 9 9 11 11
В них студентов, тыс. 16,7 42,7 54,7 53,2 49,8 51,6
Принято студентов, тыс. 4,1 8,8 10,8 10,9 10,7 12,2
Выпущено специалистов 2,4 4,8 8,2 7,4 8,3 8,5
*Не включено кол-во студентов 2 вузов воен. профиля и 2 негос. вузов.
Та6л. 23.
Вузы РБ (на начало 1995/96 уч. г.)
Название вуза
Год основания
Кол-во студентов в тыс. чел.
Башкирский гос. университет (1929) 1957 8,9
Уфимский гос. авиационный техн. университет (1942) 1992 5,4
Уфимский гос. нефтяной техн. университет (1948) 1993 7,8
Башкирский гос. аграрн. университет (1930) 1994 6,5
Башкирский гос. мед. университет (1932) 1995 3,8
Башкирский гос. пед. институт 1967 6,5
Стерлитамакский гоCOLOR="#000000">с. пед. институт 1954 4,3
Бирский гос. пед. институт 1952 3,4
Уфимский технол. институт сервиса 1994 3,8
Уфимский гос. институт искусств 1968 0,6
Баш. академия гос. службы и управления 1991 0,4
Уфимский юрид. институт МВД РФ 1987 -
Уфимское высшее военное авиац. училище летчиков 1983 -
*Кол-во студентов в военных вузах не приводится.
В 90-е гг. приняты Закон РБ "0б образовании" и "Программа развития образования в РБ на 1993-1998 гг.". Разработана программа соц.-экон. развития высшего и ср. проф. образования в РБ до 2001. Конституцией РБ закреплена бесплатность и обязательность основного общего образования. В соответствии со ст. 52 Конституции РБ устанавливаются респ. гос. образовательные стандарты.

С нач. 90-х гг. принята республиканская программа возрождения национальной школы, повышения языковой культуры населения, конкретизации национального компонента общего образования. В 1994/95 уч.г. башкирский язык изучали в 1358 школах 105 тыс. уч-ся (67,9% уч-ся башкир), татарский язык в 1037 школах 108 тыс. чел. (53,9%). В 174 школах обучается 19,4 тыс. уч-ся марийской (55,3%), в 102 школах - 7,3 тыс. чувашской (38,7%), в 48 школах - 2,8 тыс. удмуртской (75,5%) национальности. Есть школы, где обучение ведется на мордовском, украинском, немецком, латышском - всего на 14 языках.


Уфимский государственный нефтяной технический университет.

В 90-е годы изменения произошли в подготовке специалистов высшей квалификации. В Уфе появились 2 воен. вуза - Уфимская высшая школа МВД РФ (1987), Уфим. высшее военное авиационное училище летчиков (1983), 4 вуза преобразованы в университеты: Уфим. гос. авиационный технический университет (1992) и нефтяной технический университет (1993), Башкирский государственный аграрный университет (1993) и медицинский университет (1995). С 1994 УфМТИ функционирует как самостоятоятельный Уфимский технологический институт сервиса. В 1991 создана Башкирская <академия государственной службы и управления. В Сибае открыты филиалы Башкирского государственного педагогического института (1992) и Башкирского государственного университета (1993). В 1995/96 уч.г. в 11 гражд. вузах работало св. 4,5 тыс. преподавателей, среди них 356 проф., 368 докторов наук, 1611 доцентов и 2329 кандидатов наук. В вузах республики проходили аспирантскую подготовку 586 чел., докторантуру - 37 чел. В настоящее время вузы республики переходят к двухуровневой подготовке специалистов - бакалавров и магистров.

Комиссары народного просвещения: А.И.Ягафаров (1919, март-сент.), А.А.Айдаров (1919-21), Г.С.Сагадеев (1922-23). А.К.Адигамов (1923-24), Г.К.Касымов (1924-26), А.Г.Хисматуллин (1926-28), К.А.Идельгужин (1928-30), А.Р.Исанчурин (1930), Р.В.Абубакиров (1930-35), Г.А.Давлетшин (1935-37), И.Х.Абызбаев (1937, июнь-окт.), С.Р.Алибаев (1937-38). М.Ш.Хасанов (1939-41), С.С.Зайнашев (1941-44), Г.Х.Гумеров (1944-46).

Министры народного образования: С.Р.Алибаев (1946-54), Ф.Х.Мустафина (1955-71), С.Ш.Зиганшин (1971-85). С.Г.Сулейманова (1983-88), Р.Т.Гарданов (1988-95), Ф.Г.Хисамитдинова (1995).

Сайт управляется системой uCoz