§ 2. Последствия татаро-монгольского завоевания.

Завоевание Южного Урала татаро-монголами и вклю-чение его в состав государства Золотая Орда имело глу-бокие последствия для башкир.
Происходят глубокие изменения в этническом составе населения. В ходе освободительных войн против татаро-монголов многие башкирские племена были разгромлены и прекратили свое существование, а оставшееся население насильственно влилось в состав новых родо-племенных обра-зований под предводительством завоевателей. Судя по сохра-нившимся историческим преданиям и документам, вместе с татаро-монголами на Южный Урал приходят такие группы племен, как табынцы, кипчаки, сальюты, калмыки и неко-торые другие. Лучшие земельные угодья в крае перешли в собственность пришлых племен, а потерю пастбищ в степ-ной зоне башкиры старались компенсировать расширением своих владений на севере. Тогда возникли маршруты их кочевий от устья р. Уфы до р. Камы, о чем есть упоминание в эпосе "Алдар и Зухра". Кочевки группы башкирских племен на Средней Каме на уровне современного г. Пермь, видимо, следует относить именно к этому времени. Летние кочевья отдельных башкирских племен проходили восточ-нее, по Кунгурскому краю и всему Среднему Уралу. Судя по материалам археологических памятников (курганы), здесь появляются постоянные группы башкирских племен.
В плане социальной структуры Историческая Башки рия XIII-XIV вв. ничем не отличалась от других районов Золотой Орды. Если, например, члены семьи и родственники ханов представляли центральную власть государства, то в управлении они опирались на местных ханов, темников, тысячников и другие социальные группы. Эту иерархиче скую особенность золотоордынского общества четко описал Плано Карпини проезжавший через южно-уральские степи в XIV в Он пишет, что "хан указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники-десятникам". Все эти должности в сложной государственной системе на правах вассальной за-висимости даровались монголами верным своим людям, в том числе из среды башкирской знати. Одним из таких подчи-ненных был башкирский хан Муйтан бий.
Башкиры, как и другие подчиненные народы, облагались налогами Непомерные их размеры часто служили причи-ной многочисленных восстаний Упомянутое выше восстание под предводительством Сураман батыра началось с убийства ордынских нукеров, приехавших собирать с башкир налог.
Существовали и другие различные виды поборов. На-пример, подвластное население платило "десятинной" оброк в размере одной головы скота с каждых 10 голов. Обреме-нительным считалось обязательство поставлять хану дойных кобыл, ибо кумыс был одним из основных продуктов пита-ния кочевников По свидетельству Рубрука, монголы от бул-гар и башкир вывозили пушнину. Ясак платил каждый, "как малый, так и большой, даже однодневный младенец",- пи-шет он. Башкиры были обязаны также поставлять соколов для ханской охоты.
Помимо выплаты натуральных налогов на башкир рас-пространялись повинности по ведению хозяйства монголь-ских царевичей (пастбища скота), оказанию различной по-мощи государственным чиновникам (выделение лошадей, подвод, охрана имущества и т. д.)
Башкиры привлекались и к несению военной службы. Источники, например, сообщают, что хан Тохтамыш "из русских, черкесов, булгар, кипчаков, башкирдов и м. к. (мокша) собрал войско изрядное. С такой неподдающейся счету армией... двинулся против Тимура". Территория Башкирии неоднократно становилась аре-ной столкновения армий противоборствующих сил Золотой Орды Одно из самых крупных подобных сражений про-изошло в 1391 г. на р. Кундурча в Оренбургских степях. Таким образом, в XIII -XIV вв у башкир окончательно формируется типично феодальное, сословно иерархическое общество во главе с ордынским ханом Фактически же на правах вассалов от его имени страной управляли башкир-ские ханы (бии), обладавшие наследственной властью. Они распределяли земли между племенами, в необходимых слу-чаях определяли маршруты кочевий отдельных племен, со-бирали налоги с подвластного населения, следили за выс-тавлением подчиненными им нукерами, тысячниками воинов ханскому войску и т. п. Аналогичные функции у башкир в пределах своих кочевий (улусов) выполняли царевичи - представители правящего дома Зависимость человека повсюду в жизни была четко регламентирована С этой целью новые хозяева произвели перепись населения, а затем перераспределение земель меж-ду родами и племенами; этим самым было достигнуто за-крепление человека на определенной территории и внутри родо-племенного коллектива. Роль государственных чинов-ников большей частью выполняли родо-племенные вожди. Отношения между ними и рядовыми скотоводами-земле-дельцами внешне носили традиционный кровно-родственный характер, но они уже регулировались принципами разви-того феодального общества - беспрекословного подчинения хозяину. Фактически огромная территория государства Золотая Орда со всем населением была распределена на крупные улусы-владения между ближайшими родственниками хана. Действуя от его имени, они пользовались неограниченной властью Известно, что вскоре после образования Золотой Орды весь Южный Урал вошел в состав улуса Шибана - брата хана Бату, куда еще вошла значительная часть тер-ритории Средней Азии и Казахстана. Он, кочуя со своей ордой, на лето перегонял огромные табуны лошадей до гор Южного Урала, а на зиму-на юг вплоть до Каракумов и Кызылкумов. Необходимо иметь в виду, что это не были простые перекочевки: подвластное население призывалось на обслуживание указанной орды со всем сложным хо-зяйством.
Приведенные примеры показывают, что в XIII - XIV вв. вместе с приходом многочисленных групп кочевых племен и превращением степей и предгорий Южного Урала в паст-бища для скота, принадлежавшего ближайшему окруже-нию золотоордынских ханов, здесь значительно возрастает удельный вес кочевого и полукочевого скотоводства.
Почти двухсотлетнее монгольское иго для башкирских племен в целом обернулось тяжким испытанием на право самостоятельного существования. Башкирские племена ли-шились прежних, лучших своих земельных владений и были насильственно расселены на новых, но уже худших землях. Помимо выплаты непомерных налогов и различных повин-ностей монгольское иго сопровождалось массовым истреб-лением людских ресурсов, разграблением скота и других ценностей. Все это привело к заметному разрушению про-изводительных сил и общему обнищанию трудовых масс башкирского народа. Из-за крайней нищеты, свидетельст-вуют арабские историки XIV в., башкиры тогда были вы-нуждены продавать в рабство своих детей.
Однако в условиях этого тяжелого гнета башкиры вели упорную борьбу за свое освобождение. Как говорят ис-точники, они не раз поднимали восстания, уходили в трудно-доступные горно-лесные и лесные районы. Масштабность территории Исторической Башкирии, наличие в крае отно-сительно развитой оседлой культуры (земледелие, ското-водство, металлургия) послужили экономической базой ведения длительной освободительной войны, завершившей-ся в конечном итоге успехом.
Этот успех выразился, прежде всего, в начавшемся процессе ассимиляции башкирами пришлых завоевателей. В ходе длительного совместного проживания на одной территории резкие различия в культуре, образе жизни и идеологии между ними постепенно нивелировались, и за-воеватели вскоре стали составной частью коренного насе-ления. Это был общий для всей Золотой Орды процесс слияния различных по культуре племен в новые этические образования. В этой связи любопытен рассказ средневекового историка ал-Омара о том, что монголы смешались с кипчаками, т. е. местным кочевым населением, "и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар) и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода". Так в состав башкир влились такие многочисленные группы племен как табынцы, минцы, катайцы, кипчаки и некоторые другие.
Сайт управляется системой uCoz