§ 3. Утверждение ислама среди башкир.

Бесправное положение, лишение земель в пользу при-шлого населения, уплата неимоверных налогов, выполне-ние различных повинностей в пользу власти золотоордынских ханов вызвали серьезные изменения во всех сферах жизни башкирского народа. Они, прежде всего, коснулись общественных отношений, ибо новые исторические усло-вия XIII-XIV вв. на Южном Урале сложились как форма господства и эксплуатации башкир со стороны правите-лей Золотой Орды.
Другим важным изменением в жизни башкир XIII- XIV вв. явилось завершение процесса перехода к религии ислам. Как известно, он начался в X в. и к началу XIII в. значительная группа башкир исповедовала новую религию.
По мере усиления эксплуатации росло сопротивление покоренных народов власти золотоордынских ханов. Что-бы облегчить себе задачу удержания их в повиновении, они обратились за помощью к исламу, проповедующему своим последователям покорность, божественное проис-хождение власти хана и сложившихся отношений между бедными и богатыми, между завоевателями и покоренными.
Принято считать, что окончательное утверждение среди башкир ислама как идеологии феодального общест-ва происходит в 20-30-е гг. XIV в. и связано с именем золотоордынского хана Узбека. Распространение ислама он превратил в официальную политику своего государства.
Оно сопровождалось гонением на местные древние религии, активным строительством мечетей и принуждением людей.
Своеобразным отзвуком происшедшей тогда смены религий является возникновение в XIV в. в различных местах Южного Урала своеобразных памятников раннемусульманской культуры - монументальных мавзолеев из камня и кирпича над могилами знатных людей. Один подобный мавзолей хорошо сохранился до наших дней близ д. Нижние Тирмы на р. Дема. Он построен из хорошо обтесанных камней. Основу его составляет прямоуголь-ник размером 6,6x6 м. На высоте 1,8 м стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. Мавзолей имеет небольшой прямоугольный при-строй, служивший входом. Толщина стен более 1 м, а вы-сота до купола - 8м.
Копией этого мавзолея являлся мавзолей Хусейн бека близ станции Чишма. Оба мавзолея по форме и технике строительства напоминают мавзолеи Золотой Орды в Сред-нем Поволжье XIV в. и, скорее всего, были построены мастерами - выходцами оттуда.
В южных районах Башкортостана, на территории Оренбургской и Челябинской областей открыты разва-лины почти 10 мавзолеев XIV-XV вв., сложенных из обожженного кирпича. К их числу, например, относится мавзолей Бэндэбикэ, который, судя по сохранившимся преданиям, построен над могилой женщины, носившей это имя. Она была глубоко уважаемым человеком, призывала к дружбе между башкирами и казахами, в частности, к прекращению взаимных набегов. В знак уважения баш-киры построили мавзолей, богато украсив его стены сложным орнаментом, выведенным путем использования разноцветных кирпичей.
Строительство мавзолеев из камня и кирпича стоило огромных затрат, поэтому оно было доступно только очень крупным феодалам, сосредоточившим в своих руках ог-ромные богатства.
Мавзолеи из кирпича в степной зоне Южного Урала по форме и технике строительства ничем не отличаются от сотен подобных памятников, разбросанных на терри-тории Казахстана и Средней Азии.
Раннемусульманские мавзолеи Южного Урала.
XIV-XV вв. 1 - Турахан; 2а, б - Кисяне,
3- Бэндэбике (план). ;


В окончательном утверждении ислама в стране башкир роль своеобразного центра сыграли города Золотой Орды в Среднем Поволжье. Сохранились различные пись-менные источники, свидетельствующие о том, что в булгарских городах обучались представители башкир. В них, в частности, отмечается, что "последователи Ибрагим сын Исмаил и другие с pp. Сармасан и Кармасан учились в Булгарах и обратили в ислам здешние башкирские племе-на". Одним из первых распространителей ислама среди горных башкир (бассейн р. Ай) был некий Аиткул, сын Заида и другие, которые "возвратись домой обратили в ислам свои юрты". В источниках упоминается о моги-лах и именах проповедников ислама вблизи устья р. Уфа, р. Мензеля, в зауральских районах.
Другим центром проникновения ислама оставались государства и города Сред-ней Азии и Нижнего Поволжья, с которыми поддержи-вались постоянные торгово-экономические (хозяйственные) и культурные связи в ходе осуществления ежегод-ных перекочевок с юга на север.
Под влиянием мусульманства среди башкир на-чинается распространение арабского письма, о чем свидетельствуют возникшие в XIV в. тексты каменных плит над могилами извест-ных тогда людей. Одна из них принадлежит человеку по имени Хусейн бек, кото-рый умер в 1339 г. и погребен под одноименным мавзолеем.
Помимо мавзолеев на Южном Урале археологами ис-следовано более 10 рядовых кладбищ башкирских пле-мен XIII-XIV вв. Материалы исследований показывают, что абсолютное большинство умерших в них было уже погребено по мусульманскому обычаю: без вещей, в узких могилах, головой на запад, лицом на юг.
В то же время археология на материалах своих па-мятников точно фиксирует многочисленные случаи, когда умерших хоронили с серьезными отклонениями от орто-доксального мусульманского погребального обряда. На-пример, во многих из них обнаружены языческие пережитки в виде остатков роскошной одежды из привозных шелковых тканей, украшений (височные подвески, зерка-ла) и других предметов. Эти примеры свидетельствуют о том, что мусульманская религия полностью не вытеснила в быту, в сознании тогдашних башкир традиционные обряды и религиозные представления, сложившиеся в глу-бокой древности под влиянием языческой религии.


Седло (реконструкция).
Россыпинский курган I. Конец XIV в.


Орнамент парчового халата неаполитанского происхождения (реконструкция). XIV в. (Оренбургская область).
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz