§ 4. Культура башкир.

Эпоха Золотой Орды оставила яркий отпечаток в ма-териальной и духовной культуре башкир. Этот след особен-но хорошо заметен в широком распространении как среди башкир, так и у народов Средней Азии, Казахстана и Ниж-него Поволжья, предметов одинаковых форм - оружия (сабли, наконечники стрел), орудий труда (серпы, топоры, тесла), украшений одежды, ремней.
Такое общее сближение народов этого обширного ре-гиона в культуре произошло в рамках единого государ-ства Золотая Орда и является результатом существования тесных торгово-экономических связей. Следует подчерк-нуть, что в непосредственной близости от Южного Урала татаро-монголы создали многочисленные города, которые становятся центрами различных ремесленных производств (гончарное, ювелирное, оружейное и т. д.). Города строи-лись согнанными из различных земель рабами - строителями-мастерами высокого класса по тому или иному делу. Продукция их труда в виде сабель, различных ук-рашений и предметов быта полностью реализовалась через рынок. Так обеспечивалось относительное однообразие материальной культуры народов внутри всего государства.
Такое производство по своему характеру было типич-ным для эпохи феодализма. Отношения, сложившиеся внутри Золотой Орды, спо-собствовали быстрейшему ознакомлению башкир с пере-довой культурой народов мира того времени. Представ-ляет интерес, например, находка чугунной жаровни в кур-гане XIV в. близ д. Юлдыбай Зилаирского района. Как известно, чугун был изобретен несколько ранее в Китае. Эта находка свидетельствует о том, что лучшие достиже-ния технического прогресса довольно быстро становились достоянием всего человечества.
Важным условием для существования такого культур-ного обмена между народами явилось наличие тесных торгово-экономических связей между отдаленными центрами. В золотоордынскую эпоху значение Южного Урала как контактной зоны между востоком и западом, югом и севе-ром значительно возрастает. Об этом ярко свидетельст-вуют остатки роскошных халатов из дорогих парчовых тканей в башкирских курганах XIV в. Ткани богато деко-рированы орнаментом и были изготовлены в 70-х годах XIV в. в Китае, Иране, Сицилии. Нет сомнений, что эти дорогие халаты являлись достоянием правящей знати (ханов, их приближенных) башкирского и золотоордынского общества.
В курганах Южного Урала XIV в. находят много се-ребряных монет, отчеканенных в столицах Золотой Орды от имени ее ханов. Так, в Белебеевском районе близ д. Петровка в 1914 г. был найден клад золотоордынских монет. Большой клад из таких же монет был обнаружен школьниками в 50-х годах близ д. Брик-Алга в том же районе. Клады монет всегда свидетельствуют о существо-вании у местного народа денежного обращения и об отно-сительно высоком уровне развития его общественной жизни. У башкирского народа до наших дней сохранились уни-кальные памятники устно-поэтического творчества, основ-ные сюжеты которых сформировались в глубокой древности и потому служат ценным историческим источником для понимания взглядов древних башкир на природу и общество. Самыми древними из них являются героические эпосы "Акбузат" и "Урал батыр", где отражена жизнь башкир доисламского периода, т. е. в X-XIV вв. В них, например, рассказывается о первичном заселении башки-рами территории Урала, возникновении р. Агидель и р. Урал (Яик) и других рек, почитании множества богов-покровителей различных природных явлений (воды, птиц, животного мира) и о том, как умилостивляли их жертво-приношениями. Но многие классические памятники башкирского фоль-клора возникли в дозолотоордынскую и золотоордынскую эпоху, примером тому могут служить эпосы "Кузыкурпяс и Маянхылу", "Алдар и Зухра". В них отражена жизнь башкирских племен на Иртыше, в горно-лесных районах Урала и степной его зоне, взаимоотношения башкир с соседними народами. В эпосах неоднократно упоминается некогда существовавший союз семи башкир-ских племен, описываются общенародные праздничные и прочие обряды, костюмы различных этнических групп башкир и многое другое. Герои эпосов от имени народа выступают за идею дружбы и единения между башкир-скими племенами и соседями. Гуманистическими идеями пронизаны классические памятники устного творчества башкирского народа эпосы "Алпамыша", "Идукай и Му-радым", "Кусяк бий" и другие. Интересно отметить, что многие из этих эпосов одинаково широко распространены у северных казахов, узбеков, каракалпаков, татар и дру-гих народов. Это недвусмысленно свидетельствует о воз-никновении их в родственной этнической среде, какой были тюркоязычные народы, входившие в состав государ-ства Золотая Орда.
Выдающиеся памятники устного поэтического твор-чества существовали на протяжении веков и тысячелетий, но первоначально они создавались гениальными поэта-ми-импровизаторами (сэсэнами). Последующие поколения сэсэнов-сказителей совершенствовали поэтические формы и содержание. Разнообразие поэтических жанров (эпосы, легенды, сказки и т. п.), а также богатство сюжетов сви-детельствуют о существовании устного поэтического твор-чества древних башкир как своеобразной формы литера-туры. Это было одинаково характерно для казахов, кара-калпаков, киргизов и других народов, в хозяйстве кото-рых значительную роль сыграло кочевое и полукочевое скотоводство.
Память народа сохранила имена некоторых выдаю-щихся поэтов. Одним из них был поэт XIII в. Кол Гали, создавший бессмертную поэму "Кисса-и Иусуф". Она одинаково широко известна у татар, узбеков, казахов и других тюркоязычных народов.
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz