§ 2. Общественный строй.

В середине XVI-XVIII вв. башкиры жили в усло-виях феодального строя. Башкирские феодалы состояли из различных групп. Их называли биями, князьями, тарханами, старостами и старшинами. Часто всех их обозначали общим словом- "лучшие люди". Бии и князья - это потомки родо-пле-менной знати, которые отличались от простых людей своим богатством, большим количеством лошадей и другого скота. Они распоряжались землями общины. Но бии и князья не имели официальных грамот, подтверждав-ших их высокое положение. Бии и князья возглавили переход башкирских родов и племен в состав Русского государства. Бии и князья, участники посольств башкир к царскому наместнику в Казань, а затем в Москву для переговоров о вхождении в состав Русского государства, были награждены тарханскими званиями и получили соответствующие грамоты. Далее, в течение XVII - пер-вой половине XVIII в. многие бии и князья жаловались тарханскими званиями царским правительством за вер-ную службу.
Основную группу башкирских феодалов составляли тарханы. Их привилегии закреплялись тарханскими гра-мотами. Тарханы у башкир известны еще со времен Золо-той Орды. После присоединения к России царское прави-тельство подтвердило права прежних тарханов; в после-дующее время оно жаловало это звание знатным башки-рам за верную военную и дипломатическую службу. До-кументы XVII-XVIII вв. показывают, что основной обязанностью башкирских тарханов была военная служ-ба: "тархан разумеется служилый башкирец, а не ясаш-ный..." Они были освобождены от налогов, которые несли рядовые общинники. Основное их преимущество заклю-чалось в привилегиях во владении землей.
Феодалами являлись также старосты и старшины. Ста-росты возглавляли волости до 30-х годов XVIII в. Затем их на этом посту сменили старшины. Многие старосты были потомками биев и князей. Но среди них были и разбогатевшие общинники. К феодалам относятся ахуны и муллы - представители мусульманского духовенства.
Феодально-зависимое население состояло из ясачных людей и туснаков. Ясачные люди - это рядовые общин-ники, которые были лично свободными, трудились в своем хозяйстве, отчасти - в хозяйстве феодалов. Они одновре-менно несли основные повинности в пользу феодального государства. Туснаки представляли собой бывших ясачных людей, которые, лишившись хозяйства, закладывали себя фео-далам и работали в их хозяйстве.
В башкирском обществе имелось и незначительное число рабов, которые были в основном из военнопленных. Они оказались в руках башкир в ходе пограничных столк-новений с казахами, калмыками, сибирскими татарами. Рядовые башкиры находились под двойным гнетом. Их угнетало, в первую очередь, феодальное государство.
Они платили в царскую казну поземельный налог - ясак, выполняли военную службу и подводную повинность. Простых башкир не менее жестоко эксплуатировали "свои" башкирские феодалы - бии, князья, тарханы, старосты, старшины, духовенство.
У башкир не было частной собственности на землю, что и предопределило некоторые особенности феодальных отношений в крае. Земля считалось собственностью всей общины. Но землей общины фактически распоряжались феодалы, что и позволяло им держать в подчинении ря-довых общинников, заставлять их работать на себя. Башкирские феодалы владели тысячами голов скота. Они наделяли бедных людей небольшим количеством скота, за что последние работали в хозяйстве феодала, ухаживали за его скотом. Кроме того, рядовые общинники выполняли различные феодальные повинности за долг. Башкирские феодалы умело использовали родовые пережитки для подчинения бедных людей.
Мало сохранилось материалов, характеризующих взаи-моотношения рядовых общинников с феодалами. Многие документы погибли в ходе частых пожаров в XVII- XVIII вв., уничтоживших архивы Уфы и Москвы. Но случайно дошедшие до нас документы говорят о сущест-вовании сильного недовольства простых людей своим по-ложением. Из них видно, что рядовые общинники возму-щались привилегиями тарханов в землевладении, распо-ряжениями биев, князей, тарханов, старост землей, их действиями при раскладке налогов, самовольными побо-рами и т. д. Гнев простых башкир против своих феодалов прорывался наружу во время восстаний, когда разоряли ненавистных феодалов, расправлялись с ними.
В общественном строе башкир в XVII-XVIII вв. сохра-нились остатки родовых взаимоотношений (общинная собственность на землю, созывались народные собрания и т. д.). Другими словами, у башкир в эти века одновре-менно существовали и новые (феодальные), и остатки ста-рых (родовых) отношений. Такой строй назывался фео-дально-патриархальным.
Сохранение в крае некоторых пережитков родовых от-ношений и проводимая царским правительством политика национального угнетения башкир внешне несколько сгла-живала остроту классовых противоречий среди коренного населения.
Пришлое население также состояло из двух основных классов. Русские феодалы представлены офицерами, дво-рянами и христианскими монастырями. Офицеры и дворяне направлялись в Башкортостан для несения военной и административной службы в Уфе и других крепостях, наделялись землями за счет башкирских вотчин. Земли башкирских общин захватывались и самим царем. Эти земли стали называться дворцовыми землями. Власти раздавали земли и монастырям.
Численность русских дворян и размеры их поместий особенно быстро росли после принятия указа правитель-ства от 11 февраля 1736 г., разрешившего офицерам и дворянам за очень низкую цену покупать земли у башкир.
Русское трудовое население состояло из крепостных крестьян, дворцовых, государственных и монастырских крестьян, а также из посадских людей. Эти крестьяне самовольно переселялись из центральных районов в наш край, спасаясь от феодально-крепостнического гнета. Од-нако и в Башкортостане они вновь оказались под властью дворян, монастырей и феодального государства. Дворяне, монастыри и государство угнетали крестьян так же, как и в центральных районах. Крестьяне выполняли барщину и оброк, платили в государственную казну налоги, служили в армии.
Феодальная верхушка пришлого нерусского населе-ния состояла из татарских и мишарских мурз, мусуль-манских мулл, марийских, чувашских, удмуртских и мордовских "лучших" людей. В середине XVII в. 100 се-мей мишарских и 100 семей татарских феодалов были переведены из Среднего Поволжья и поселены в районе Мензелинска, Заинска, Новошешминска, Кичуевска и Тиинска, которые назывались тогда старыми закамскими крепостями. Ныне все эти крепости находятся в составе Татарстана. Царские власти пожаловали им небольшие поместья за счет башкирских вотчин. Остальные мишарские, татарские мурзы и муллы, а также марийские, чу-вашские, удмуртские и мордовские "лучшие" люди пере-селялись в Башкортостан самовольно и почти за бесценок арендовали и пользовались башкирскими землями. За активное участие в подавлении восстания 1735- 1740 гг. правительство пожаловало мишарям арендован-ные ими башкирские земли.
Основная масса пришлого нерусского населения состоя-ла из рядовых татарских, марийских, чувашских, мишар-ских, удмуртских и мордовских общинников. Они бежали в наш край из Среднего Поволжья, не вытерпев гнета "своих" и русских феодалов, а также тяжести государст-венных налогов и насильственной христианизации. Царское правительство строго запрещало им переселяться в Башкортостан.
Оно требовало от башкир, чтобы те ловили и пере-давали беглецов в руки властей для наказания и возвра-щения в прежнее место. Но башкиры, вопреки этим при-казам, принимали и укрывали беглых людей, давали им кров и пищу, разрешали им почти бесплатно пользовать-ся своими землями. Таким образом, бежавшие из Сред-него Поволжья татары, марийцы, чуваши, мишари, удмур-ты и мордва благодаря гостеприимству башкир получали возможность обосноваться здесь, жить, заниматься хозяй-ством, сохранить и развивать свой быт, язык и культуру.
Все это население пользовалось башкирскими землями, оно как бы пускалось на эти земли, отсюда его иногда называли припущенниками. Среди припущенников раз-личали тептярей и бобылей. Тептяри - это те, которые оформляли письменно условия пользования башкирскими землями. Бобыли же не имели таких договоров с баш-кирами, они устно договаривались об этом. Тептяри и бобыли, в первое время живя в Башкортос-тане, не несли повинностей в пользу феодалов и госу-дарства. Они лишь помогали земельным собственникам-башкирам в уплате налогов казне за землю. Но постепен-но они попадали в определенную зависимость от татар-ских, марийских, чувашских, мордовских, мишарских, удмуртских феодалов. Феодальная верхушка этих наро-дов до 30-х годов XVIII в. не имела своей земли, а поль-зовалась башкирской. Поэтому она подчиняла своей влас-ти рядовых общинников, давая им в долг скот, хлеб, одежду, деньги. Царское правительство, оказавшись не в состоянии вернуть беглых нерусских в прежние места жительства, вынуждено было их оставить в Башкортос-тане и обложить налогами.
Итак, через некоторое время беглое нерусское населе-ние вновь оказалось под властью "своих" феодалов и цар-ского правительства и стало нести феодальные и государ-ственные повинности. Но, несмотря на это, их положение в Башкортостане было несколько лучше, чем на старой родине.
Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz