§ 4. Оседлые скотоводческо-земледельческие племена.
В то время, когда в степях Южного Урала кочевали различные скотоводческие племена (саки, сарматы, исседоны и др.), в северных лесных районах - по берегам р. Бе-лой и ее притоков, жили племена ананьинской культуры, которые в отличие от своих южных соседей вели оседлый образ жизни, занимаясь главным образом мотыжным зем-леделием и пастушеским скотоводством. Определенную роль в хозяйстве играли охота и рыболовство. Ананьинские племена на территории Башкортостана со-ставляли часть многочисленного народа, густо расселив-шегося по всему бассейну р. Камы. В трудах древнегре-ческих историков V в. до н. э. (Геродот) имеется упоми-нание о племенах фиссагетов, которые жили где-то в районе Прикамья и торговали с южными странами, вывозя мно-жество драгоценных мехов. Возможно, слово фиссагеты является подлинным именем ананьинских племен (они так названы по первому хорошо изученному могильнику близ д. Ананьино).Другой отличительной особенностью культуры ананьинских племен является то, что своих умерших они хоронили не под курганными насыпями, а в мелких простых моги-лах. Широко распространенными у них были представления о том, что человек при переходе в загробную жизнь должен был переходить через реку, и, чтобы облегчить этот переход, его укладывали ногами в сторону реки. Длительное соседство ананьинцев с кочевыми племенами степей Южного Урала и Нижнего Поволжья способство-вало определенному сближению в культуре. Так, например, ананьинские воины, как и саки, были вооружены корот-кими железными мечами и стрелами, имевшими бронзовые, железные трехлопастные наконечники. Принято считать, что ананьинские племена являлись древнейшими прямыми предками современных финно-угор-ских народов Прикамья (мари, удмурты, коми); значитель-ная часть их позднейших потомков приняла одинаково активное участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урало-Поволжского ре-гиона. Общественный строй племен ананьинской культуры имел свои специфические особенности. Жизнь в лесных районах Прикамья, значительная удаленность от южных культур-ных центров и степей способствовали устойчивому сохра-нению у них патриархально-родового строя. Но в обществе ананьинских племен шел активный прогресс имуществен-ной дифференциации (выделение бедных и богатых). Около II в. до н.э. единая и обширная ананьинская культура распалась на ряд небольших культур В частности, на Средней Каме и р. Белой она сменилась пьяноборской культурой, существовавшей до IV в. н. э. Эта смена культур произошла в результате серьезных изменений в хозяйстве, а также в этническом составе населения. Например, в памятниках пьяноборских племен заметно увеличивает-ся количество бронзовых и железных предметов (орудия труда, вооружение, украшение), что указывает на проис-шедший прогресс в металлургии меди, бронзы и железа. Это позволило значительно повысить производительность в земледелии, пастушеском скотоводстве и других направле-ниях хозяйственной деятельности. Изменения в сфере производства сопровождались перемещениями отдельных племенных групп и формированием; новых племенных союзов, которые затем служили основой для формирования современных прикамских народов (уд-мурты, марийцы, коми). | |
Железные кинжалы из курганов кочевников IV - II вв. до н.э. |
Глиняные сосуды из курганов кочевников Южного Урала первых веков нашей эры. |