§ 4. Оседлые скотоводческо-земледельческие племена.

В то время, когда в степях Южного Урала кочевали различные скотоводческие племена (саки, сарматы, исседоны и др.), в северных лесных районах - по берегам р. Бе-лой и ее притоков, жили племена ананьинской культуры, которые в отличие от своих южных соседей вели оседлый образ жизни, занимаясь главным образом мотыжным зем-леделием и пастушеским скотоводством. Определенную роль в хозяйстве играли охота и рыболовство. Ананьинские племена на территории Башкортостана со-ставляли часть многочисленного народа, густо расселив-шегося по всему бассейну р. Камы. В трудах древнегре-ческих историков V в. до н. э. (Геродот) имеется упоми-нание о племенах фиссагетов, которые жили где-то в районе Прикамья и торговали с южными странами, вывозя мно-жество драгоценных мехов. Возможно, слово фиссагеты является подлинным именем ананьинских племен (они так названы по первому хорошо изученному могильнику близ д. Ананьино).
Племена ананьинской культуры жили на открытых по-селениях по берегам крупных рек и в сильно укрепленных городищах-крепостях. Чаще всего крепости строились на узких и высоких мысах, образованных оврагами и излучина-ми рек. Как правило, такие мысы имели крутые склоны, а в необходимых случаях они специально срезались, чтобы по ним враги не могли пробраться в крепость. С напольной стороны она защищалась одним, двумя или тремя высо-кими земляными валами, образованными путем рытья ря-дом широкого и глубокого рва. Чтобы вал не заплыл, его фундамент строился из плетня или бревенчатых стен. Над валами могли сооружаться также ряды высоких частоколов.
В бассейне р. Белой таких ананьинских городищ-кре-постей сейчас выявлено несколько десятков, но наиболее изученным среди них является городище Тратау, недалеко от д. Бачкитау Краснокамского района, защищенное пятью валами и рвами. На нем открыты 7 жилищ-полуземлянок, имеющих на плане прямоугольную форму площадью 30- 40 м2. Жилища слабо углублены в землю; очевидно, состоя-ли из бревенчатого сруба с одно- или двухскатной крышей. Они отапливались очагами, сложенными прямо на полу, но последние могли располагаться и на невысоких деревян-ных подставках. Такими жилищами застраивались и от-крытые поселения (селища). Ананьинские племена в своем хозяйстве разводили все виды домашних животных, традиционные для оседлых на- родов,- коров, лошадей, мелкий рогатый скот и свиней. Важной отраслью хозяйства было земледелие.
Оседлый образ жизни в окружении лесов способствовал формированию анапышскпх племен самобытной культуры. Это выразилось, прежде всего, в широком распространении по всему Прикамью низких круглодонных и широко-горлых глиняных сосудов, украшенных вокруг горла отпе-чатками тонкой веревки и круглыми ямками. У ананьин-цев глиняные сосуды не являлись предметами обмена-тор-говли, каждый семейный коллектив изготовлял их по мере надобности от руки, но, несмотря на это, повсюду сосуды получались примерно одинаковой формы и орнамента. Одна из причин этого однообразия, скорее всего, состоит в том, что форма сосуда и его орнамент в представлении древних ананьинцев выражали какие-то мысли (например, принад-лежность к какому-то союзу племен), и все мастера обя-заны были их строго повторять. Так мысли в декоративно-прикладном искусстве превращались в традиции, существо-вавшие без особых изменений в течение многих веков.
Другой отличительной особенностью культуры ананьинских племен является то, что своих умерших они хоронили не под курганными насыпями, а в мелких простых моги-лах. Широко распространенными у них были представления о том, что человек при переходе в загробную жизнь должен был переходить через реку, и, чтобы облегчить этот переход, его укладывали ногами в сторону реки.
Длительное соседство ананьинцев с кочевыми племенами степей Южного Урала и Нижнего Поволжья способство-вало определенному сближению в культуре. Так, например, ананьинские воины, как и саки, были вооружены корот-кими железными мечами и стрелами, имевшими бронзовые, железные трехлопастные наконечники.
Принято считать, что ананьинские племена являлись древнейшими прямыми предками современных финно-угор-ских народов Прикамья (мари, удмурты, коми); значитель-ная часть их позднейших потомков приняла одинаково активное участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урало-Поволжского ре-гиона. Общественный строй племен ананьинской культуры имел свои специфические особенности. Жизнь в лесных районах Прикамья, значительная удаленность от южных культур-ных центров и степей способствовали устойчивому сохра-нению у них патриархально-родового строя. Но в обществе ананьинских племен шел активный прогресс имуществен-ной дифференциации (выделение бедных и богатых).
Около II в. до н.э. единая и обширная ананьинская культура распалась на ряд небольших культур В частности, на Средней Каме и р. Белой она сменилась пьяноборской культурой, существовавшей до IV в. н. э. Эта смена культур произошла в результате серьезных изменений в хозяйстве, а также в этническом составе населения. Например, в памятниках пьяноборских племен заметно увеличивает-ся количество бронзовых и железных предметов (орудия труда, вооружение, украшение), что указывает на проис-шедший прогресс в металлургии меди, бронзы и железа. Это позволило значительно повысить производительность в земледелии, пастушеском скотоводстве и других направле-ниях хозяйственной деятельности.
Изменения в сфере производства сопровождались перемещениями отдельных племенных групп и формированием; новых племенных союзов, которые затем служили основой для формирования современных прикамских народов (уд-мурты, марийцы, коми).
Железные кинжалы из курганов кочевников IV - II вв. до н.э.
Глиняные сосуды из курганов кочевников Южного Урала первых веков нашей эры.
Сайт управляется системой uCoz