§ 2. Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура.

В исторической литературе IX - X вв. появляются пер-вые упоминания о племенах Южного Урала. Например, в книге широко известного автора этого времени Ибн-Хордалбека "Худуд ал-алам" сообщается о переселении с Иртыша в район Уральских гор племен кыпчаков Подоб-ные события отражены и в китайских источниках начала IX в. В них говорится о движении кыпчаков к горам Юйли-Бойли, под которыми многие подразумевают Уральские горы. Сообщения примерно такого же рода дают авторы ал-Ис-тахри, Ибн-Хаукаль и другие. Эти источники указывают, что Южный Урал в IX - X вв. был заселен племенами, вхо-дившими в состав кыпчакского этно-политического образо-вания, господствовавшего в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало мощное государ-ство, известное как Кимакский каганат.
Впервые страна башкир под собственным именем наро-да описана арабским путешественником Саламом Тардже-маном, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. в составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир про-езжал Ибн-Фадлан. Как известно, целью этого посольства было распространение в Волжской Булгарии (Среднее По-волжье) мусульманской религии. Ибн-Фадлан вел дневник, куда записывал все увиденное и услышанное. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынеш-нею г. Уральска, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в "страну башкир из числа тюрок" В ней ара-бы переправились через такие реки как Кинель, Ток, Со-ран, а за р. Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.
Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы стра-ны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах, обитающих к востоку от булгар, в горно-лесных районах, следовательно, на Юж-ном Урале. Эти сведения подтверждают многие авторы X в. (ал-Балхи, Ибн-Даста, ал-Масуди), но более полным счита-ется труд крупного арабского историка Идриси. Хотя он жил в XII в., но при описании истории народов Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии пользовался не до-шедшими до нас в оригинале трудами авторов IX-X вв. и восстанавливал, таким образом, действительность этого времени. Судя по его сообщению, современники башкир X - X вв. знали внешних (степных) и внутренних (горно-лесных) башкир и протяженность различных маршру-тов пути до них от г. Булгар - столицы Волжской Булгарии. В стране башкир источники Идриси знают такие го-рода как Karukia, Masra и Kasra, которые состояли из бревенчатых домов и подвергались частым нападениям волжских булгар oставил подробное описание языка баш-кир выдающийся ученый-лингвист XI в. Махмуд Кашгари: он отнес его к числу крупных тюркских языков.
Вопросы о происхождении древних башкир, территорий их расселения и, в целом, этно-политической истории баш-кирского народа вплоть до современности оставались дол-гое время слабо разработанными, потому вызывали серь-езные разногласия среди исследователей. Сейчас эти разно-гласия преодолены, в чем немалая заслуга археологов, открывших и исследовавших сотни памятников башкирских племен IX-XIV вв. Материалы раскопок в сочетании с, данными других наук позволяют более полно обрисовать отдельные этапы развития истории и культуры башкир-ского народа вплоть до XIV-XV вв.
Карта Исторической Башкирии X в. по письменным источникам. Латин-скими буквами обозначены башкирские города по Идриси (XII в.), круж-ками - некоторые археологические городища VIII - X вв. В нижнем углу - карта Южного Урала X -XII вв. (Автор - Идриси).
Следует отметить, что понятие "страна народа" в жиз-ни складывается не мгновенно, а в течение нескольких столетий. В данном случае четко зафиксированное в источ-никах IX - X вв. понятие страна башкир ("Историческая Башкирия") возникло не сразу и ранние этапы его форми-рования непременно включают исторические процессы на Южном Урале V - VIII вв. В этом смысле племена бахмутинской, турбаслинской и караякуповской культур можно рассматривать как ближайших предков башкир IX - X вв. и среди них могли быть группы населения - носители имени (этнонима) "башкорт".
Культура башкир IX -X вв. полно представлена бога-тымиматериалами курганов. Известны и городища-крепости. Многие из них, несомненно, существовали в ранге средневековых городов и какие-то из них были известны Мдриси и его предшественникам. Будущие исследования позволяют уточнить этот пока неясный вопрос. Территориально все эти памятники покрывают весь Южный Урал (Башкортостан, Челябинская и Оренбургская области).
Судя по материалам памятников, башкиры IX - X вв. но-сили роскошные пояса, сплошь украшенные серебряными и позолоченными пластинами. Пояса имели длинные под-вески, спускавшиеся спереди и сзади. Интересно отметить, Точно такие же пояса носили в IX-X вв. кочевые племена Центральной Азии, Сибири и Казахстана.
Самобытность культуры башкирских племен этого вре-мени ярко прослеживается в богатом украшении седель-ных и уздечных ремней и самого седла различными плас-тинами, широком распространении сабель в роскошных ножнах и многочисленных женских украшений, в том числе шейных и нагрудных подвесок.
Поясной ремень из кургана IX - X вв. близ д. Бекешево Баймакского района Золотая серьга IX—X вв. из могильника близ г. Стерлитамака. Нагрудное украшение-подвеска. Серебро с позолотой. X в. Курган близ д. Каранаево в Мечетлинском районе.
В местах расселения башкир IX-X вв. найдены каменные скульптурные фигуры человека, сохранившиеся в памяти совре-менных башкир как "hынташ" т. е. камень-фигура. Тысячи подобных памятников были широко распро-странены в Центральной Азии (Монголия), на Алтае, в Казах-стане и Сибири, и появление их на Южном Урале бесспорно указы-вает о приходе на рубеже VIII - IX вв. новых групп кочевых пле-мен из восточных и южных степей.
Ученые-языковеды считают, что_современный башкирский язык самобытен по многим признакам. В нем, например, широко употреб-ляют буквенные выражения с, з, h, редко встречающиеся в других тюркских языках. Его отличает также изобилие таких звуков, как с вместо ч, ш и других. В башкир-ском языке много диалектных раз-личий. К числу характерных осо-бенностей, например, разговорной речи жителей Централь-ной и Южной Башкирии, Оренбургской, Самарской и Саратовской областей, относится употребление звукосочета-ний лт, мт, нт, мк, мтс, нк, отсутствующих теперь почти во всех других тюркских языках, но ярко представленных в древних письменных памятниках тюрков VII - IX вв.
Учитывая все эти факты, видные тюркологи (С. Е. Малов, Дж. Г Киекбаев, Н. А. Баскаков) единодушно считают, что башкирские племена, т. е. носители башкирского языка, уже в V-VIII вв. оторвались от основной массы тюрков и жили на территории современного Башкортостана. Горно-лесные условия края способствовали длительному сохра-нению у отдельных племенных групп диалектных разли-чий и сохранению многих рудиментных явлений, исчезнув-ших в других тюркских языках.
Открыты и изучены многочисленные памятники башкир XI- начала XIII вв. Собранные в них материалы указы-вают, что развитие истории и культуры башкирских пле-мен в период после X в. шло относительно спокойно. В степ-ной зоне края по-прежнему происходили перемещения кочевых племен, но по своим масштабам они были очень не-значительными и почти не затронули территорию Истори-ческой Башкирии.
Бронзовое ожерелье в виде цепочки с колокольчиками с шумящими подвесками. Х- — XI вв. Из кургана близ д. Старо-Халилово Дуванского района. Человеческие фигуры из камня (пынташ). Найдены в кургане на горе Ямашитау. XI — XII вв.
Сайт управляется системой uCoz