§ 3. Хозяйство и общественный строй башкир IX -XII вв.

Древнебашкирские племена сформировались в единый народ, наследуя культуры бахмутинских, турбаслинских и караякуповских племен VII - VIII вв., у которых, в совокуп-ности, имелось более 600 городищ и селищ, густой сетью покрывавших весь Южный Урал. Если к этому числу добавить еще более 100 поселений и постоянно функциони-ровавших могильников-кладбищ башкир IX - XII вв., то создается объективная историческая картина, характери-зующая жизненный уклад древнебашкирских племен. В нем нашли отражение многовековые традиции ведения в крае комплексного хозяйства, где ведущими отраслями были земледелие, полукочевое и пастушеское скотоводство. Хозяйству башкирских племен IX - XII вв. большое своеобразие придает наличие у них собственного развитого металлургического производства. Об этом говорят массо-вые находки в археологических памятниках металлических предметов различного назначения - орудий труда, оружия, украшений, среди которых наблюдается однообразие в формах и размерах. Это свидетельствует о том, что у баш-кир были многочисленные кузнецы высокого класса, спе-циализировавшиеся на изготовлении оружия, предметов украшения.
Археологический материал дает многочисленные примеры существования у башкирских племен IX-XII вв. активных торговых связей со своими отдаленными соседями. Убеди-тельно, в частности, фиксируются подобные связи с наро-дами Средней Азии, откуда башкиры получали роскошные согдийские шелка. Их остатки найдены археологами во многих памятниках этого времени, а в Ямашитауском кур-гане близ с. Исянгулово-сразу пять их сортов. Большой приток ювелирных изделий, роскошных тканей южного происхождения однозначно указывает, что баш-киры поддерживали тесные торгово-экономические связи с южными странами. Имеются указания средневековых пись-менных источников о том, что через территорию Истори-ческой Башкирии проходил международный торговый путь, связывавший народы Сибири и Восточной Европы.
Культурно-экономические отношения башкирских племен IX-XII вв. со своими соседями носили характер торгово-денежных. На эту мысль наводит продолжающийся массо-вый приток на Южный Урал монет, доказательством чего служат многочисленные находки в могильниках IX-XI вв. и случаи обнаружения на Южном Урале кладов сасанид-ских монет. В частности, клад из 69 дирхемов был открыт в 1874 г. на р. Дема. Другой клад из 50 таких же монет известен и на Среднем Урале: найден в 1860 г. недалеко от г. Чердыни.
Однако необходимо подчеркнуть, что развитие хозяй-ства башкир конца I - начала II тысячелетий не привело к повсеместному их переходу к оседлому скотоводческо-земледельческому труду и возникновению крупных городов, как это было, например, в Волжской Булгарии и Хазар-ском каганате. Основная масса башкир, рано переходя к полуоседлости по сравнению с другими степняками (тюр-ки, печенеги, кипчаки и др.), продолжала оставаться на ней на протяжении всего средневековья. Тут причин много, но главными являются: а) веками приспособленная к бо-гатым природным условиям края система ведения полу-кочевого скотоводства, б) вхождение основной части Юж-ного Урала в широкий мир степей и использование их как летних пастбищ более могущественными в военно-полити-ческом отношении этническими объединениями.
Сохранилось много историко-этнографических сведений (легенд) о существовании у башкир IX-XII вв. собствен-ных политических объединений типа государственных обра-зований. В них, например, упоминается, что башкиры XIII - XIV вв. являются прямыми потомками союза семи баш-кирских племен под предводительством Мясем хана, чья личность вполне реальна.
Одним из ранних башкирских ханов IX-X вв. мог быть легендарный Башджурт (Башкорт), о котором имеется рассказ в сочинении Гардизи (XI в.), написанный под боль-шим влиянием трудов Ибн-Хордадбека и ал-Джейхани Башджурт был предводителем (ханом) народа, жившего между "владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников", в близком соседстве с кыргызами и гузами. В этом описа-нии легко угадывается Историческая Башкирия, ибо только она занимает такое пограничное положение между упомя-нутыми народами.
Сведения Гардизи о Башджурте с войском-дружиной из 2000 всадников перекликается с другими многочис-ленными упоминаниями о наличии у башкирских предво-дителей войска численностью в 2000 человек: они содер-жатся в трудах Истахри (X в.), ал-Балхи (X в.), Идриси (XII в.) и ряда других авторов.
Приведенный документ ценен еще тем, что он дает осно-вание думать о возможном происхождении этнонима "баш-корт" от имени башкирского хана Башкорт. Превраще-ние личного имени в общенародное в истории обычное явле-ние. Но наряду с этим существуют другие варианты объяс-нения происхождения самоназвания народа "баш-корт" Наиболее распространенными среди них являются версии, связанные с образованием: а) от двух производных слов - баш (голова), корт (пчела, волк), и б) от двух слов- баш (голова, главный), -кор (круг, общество) и суффикс множественного числа -т.
Все эти версии направлены только на объяснение значения этнонима "башкорт", но не затрагивает вопрос о за-кономерности образования имени всего народа. Вариант, связанный с личным именем Башджурт, имеет под собой реальные исторические события.
Культуру башкирских племен IX - XII вв. тесно связы-вает с тюркоязычными родами Евразийских степей един-ство религиозных верований во главе с главным богом Тенгре. Последний, как правило, олицетворялся с солнцем и небосводом вообще. Эта религия башкир подробно описана Ибн-Фадланом. Он писал, что у башкир "двенадцать господ (богов): у зимы господин, у лета господин, у дождя господин, у ветра господин, у деревьев господин, у людей господин, у лошадей господин, у воды господин, у ночи господин, у дня господин, у смерти господин, у земли гос-подин, а господин, который в небе (Тенгре) - самый боль-шой из них, но только он объединяется с ними в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ".
Башкиры верили в существование различных духов, на-полняющих окружающий мир и оказывающих влияние на судьбы человека; в загробную жизнь, которую они пред-ставляли себе по образу земной. Посредниками между ду-хами и людьми были шаманы и шаманки, производившие моления с устройством жертвоприношений, лечение боль-ных, гадание о будущем. Эти представления у башкир в пережиточной форме сохранились до XVIII в. Например, камлание башкира-шамана наблюдал историк-путешествен-ник П. Н. Рычков.
В религиозных представлениях башкир важное место занимал культ предков. Еще в XVIII в. И. Г Георги наблю-дал, что башкиры на любом празднике на приборе (блюде) выставляют мясо против солнца, приговаривая различные заклинания. Одним из проявлении массового праздника в честь предков являлся праздник "Каргатуй", как этно-графический пережиток, зафиксированный у башкир XIX - начала XX вв.
На формирование мировоззрения ранних башкир боль-шое влияние оказали героические эпосы, легенды, предания и другие формы устно-поэтического народного творчества. Видимо, уже в рассматриваемое время сформировался эпос "Урал батыр", отличающийся от всех ныне сохранив-шихся эпосов парода своими архаическими сюжетами. Среди башкир, особенно западной группы, под влиянием волжских булгар с X в. начинает распространяться мусуль-манская религия. Если судить по материалам археологических памятников XIII - XIV вв., то мусульманизация башкир к этому ВРемени достигла уже значительных успехов.
Сайт управляется системой uCoz