§ 1. Завоевание Башкирии татаро-монголами.

Поворотным моментом в историческом развитии башкир-ского народа явилось завоевание татаро-монголами Южного Урала. Первое знакомство башкир с татаро-монголами относит-ся, по-видимому, к 1219-1220 гг. Как известно, основа-тель империи монголов Чингизхан во главе огромного вой-ска провел лето 1219 г. на Иртыше (Южная Сибирь), отку-да он направился против народов Средней Азии. Несмотря на упорное сопротивление, татаро-монголам удалось к лету 1220 г. завладеть территорией всей Сибири, Казахстана и Средней АЗИИ, куда простирались маршруты традиционных кочевок башкирских племен. В этой обстановке башкиры не могли оставаться в стороне от тогдашних важнейших международных событий. Некоторые исторические источни-ки даже прямо указывают, что именно в период камлании 1219-1220 гг. началось завоевание татаро-монголами баш-кирских земель.
Об этом, в частности, имеется свидетельство венгер-ского путешественника Юлиана, побывавшего среди баш-кир на Южном Урале в 1236 г. От башкир Юлиан узнал, что с татаро-монголами они воевали 14 лет, неоднократно выигрывали сражения, но затем, заключив договор о друж-бе, участвовали в походах против Волжской Булгарии и других государств Восточной Европы. Страна башкир, отме-чает путешественник, управлялась своим ханом, но под контролем представителей татаро-монголов, последним при-надлежала вся судебно-исполнительская власть.
Рассказ Юлиана о длительной освободительной войне башкир против татаро-монголов, завершившейся установ-лением союзнических с ними отношений, перекликается со сведениями ряда других источников. Например, эти события получили свое отражение в исторических преданиях баш-кир, передававшихся из поколения в поколение. Часть этих преданий примерно в XVIII-XIX вв. была записана на бумагу и теперь известна нам под названием шежере. В одном из шежере рассказывается о том, что башкиры своего предводителя - хана Муйтан бия с богатыми дарами направили к монгольскому царю Чингизхану, где он был принят с большими почестями. Пройдя ряд своеобразных испытаний, он вошел в ближайшее окружение хана и при-нимал участие в государственных делах. "Сразу не отпустив домой,- говорится в шежере,- хан постоянно держал (сажал) возле себя, приглашал на советы. Убедившись в государственной мудрости Муйтан бия, наконец, выдал ему грамоту на право владения территорией, куда вошли земли "от верховьев р. Белой до ее устья со всеми долинами, ле-сами, притоками; восточные склоны Уральских гор с приле-гающими долинами, лесами, полями до р. Ишим, Ирман и Иртыш со всеми притоками; еще верховья р. Яик с горами Ялпы, по обоим берегам р. Яик. Земли по восточному бе-регу р. Яик.до р. Тубыл со всеми притоками, долинами, ле-сами, полями и всеми подземными богатствами башкирам рода Туксоба - земли со всеми кочевьями и зимниками пе-редаются на вечное пользование". В одном из вариантов легенды наследственный характер этого права уточняется словами о том, что оно дается пожизненно ему, его сыновьям и их внукам. В грамоте говорилось о том, что каждый из них бием (т. е. ханом) будет без избрания, т. е. по наследству.
Интересна генеалогия Муйтан бия. В ней перечислены 13 его предков - Туксоба бий (отец), Шокмалы бий, Бур-ка бий, Сирка бий, Мангут бий, Урал бий, Арбан бий и дру-гие. Имеются и сведения о его потомках, правивших баш-кирами на правах удельных ханов. О существовании ханов у башкир в предзолотоордынское и золотоордынское время известно и по другим источ-никам. Венгерский автор XIII в. Рихтер сообщает, что у башкир правители-ханы проявляют большую ревность по от-ношению к мусульманской религии. Имена башкирских ха-нов зафиксированы в текстах надгробий XIV в. В них, на-пример, упомянуты Байджура хан в районе устья р. Уфы, Тугаш хан на р. Ик и другие.
Современники-историки татаро-монгольских походов от-мечали, что "во всех завоеванных царствах они без про-медления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопро-тивление". Вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что башкирская правящая знать во главе с ханами не была уничтожена монголами в ходе завоевания и в после-дующий период, как это имело место со многими народами. Произошло это, по-видимому, из-за скорого признания ими власти монгольских ханов и заинтересованности монголов в превращении сопротивляющихся башкир в надежных союзников.
Важно еще подчеркнуть, что территория, на вечное вла-дение которой Муйтан бий получил грамоту от Чингизхана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX-XII вв. и их ближайших предков - племен Юж-ного Урала V-VIII вв. Отсюда следует вывод о том, что на всем протяжении IX-XIV вв. Южный Урал оставался ис-конной территорией расселения башкирских племен, и им удалось отстоять относительную ее целостность и самостоя-тельность исторического развития.
Чтобы обеспечить управление покоренными народа-ми, монголы создали новое самостоятельное государство Золотая Орда (XIII-XIV вв.). В ее состав вошли Си-бирь, Казахстан, Средняя Азия, Урал, Поволжье, Кавказ и Северное Причерноморье, первоначально столицей был избран город Булгар - бывшая столица Волжской Булга-рии, но вскоре для этого были построены города Сарай-Бату и Сарай-Берке в низовьях р. Волги. Грабеж и жесто-чайшая эксплуатация народов становятся официальной по-литикой этого государства.
Историческая Башкирия в золотоордынскую эпоху (XIII -XIV вв.) Знаками обозначены археологические памятники: 1-курганы; 2- могильники; 3- мавзолеи из камня и кирпича.
Широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. В одном из источников, например, сообща-ется, что "Булгар (страна волжских булгар - Н. М.) и Баш-гирд являются большой страной и представляют собой места недоступные. Несмотря на то, что монголы тогда завоевали ее, жители ее снова восстали, и она до сих пор не вполне по-корена". Это сообщение находит удивительную параллель в башкирском фольклоре. Сохранилась, например, легенда о батыре Сурамане и двух его сыновьях Акмане и Токмане, поднявших восстание против монголов вскоре после завое-вания. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде "Последний из Сартаева рода", где рассказывается о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, но до конца остался непокоренным. О большой достоверности всех приведенных выше фоль-клорных сведений .свидетельствует также сказание о кип-чакском хане Бошмане, возглавлявшем восстание кипча- ков против монголов, но впоследствии казненном. Данная легенда как бы является своеобразным пересказом содер-жания рассказов историков XIII - XIV вв. о Бошмане. Вос-стание было подавлено, руководитель казнен, после чего часть кипчаков переселилась на Южный Урал и вошла в состав башкир. С этими переселенцами связано происхож-дение родового подразделения и этнонима бушман у баш-кир-кипчаков в недавнем прошлом.
Сайт управляется системой uCoz